?

Log in

No account? Create an account

karatygin


Время не властно над именем...

Федор Иванович Каратыгин


Previous Entry Поделиться Next Entry
ИСТОРИЯ В ЧЕЛОВЕКЕ...
karatygin
Рецензия на книгу: Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ (к 80-летию МГУКИ): Учебное пособие/ Автор-составитель Т.Ф. Каратыгина.– М.: Издательский Дом МГУКИ, 2009.– 140 с.

Галина Михайловна АГЕЕВА, кандидат культурологии, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева

…в России главное - это ее люди и память о них.
И.В.Морозова, российский библиотековед

Новое учебное пособие профессора Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Т.Ф.Каратыгиной, приуроченное к грядущему 80-летию славного вуза – флагмана подготовки кадров для сферы культуры и искусства не только в России, но и за рубежом – посвящено осмыслению одного направления – истории библиотечного образования. И сделано это посредством персонификации, а конкретно реконструкции образа отца автора – одного из создателей Московского государственного библиотечного института (МГБИ, впоследствии МГИК, МГУК, МГУКИ), видного педагога высшей школы, теоретика и организатора библиотечного дела в стране Федора Ивановича Каратыгина.

Это не первый опыт составителя книги воссоздать, оживить библиотечную историю России XX века, обратившись к биографиям людей, стоявших у истоков советского библиотечно-библиографического дела («Портреты учителей в зеркале ушедшего века», 2007; «Чтоб не распалась связь времен», 2005). В центре данного издания – судьба одного человека, однако множественные свидетельства и упоминания его коллег, учеников, друзей, современников позволяют органично встроить отдельную биографию в историко-культурный и профессиональный контекст, широко представить направления и приоритеты библиотечной деятельности в советский период, оценить значение личности ученого спустя большой промежуток времени после его смерти.

Однако в новой книге автор не просто продолжил тему, но и сменил жанр. Конечно, данное издание отличается от учебного пособия в традиционном смысле (оно не по предмету, разделу конкретной дисциплины; структура, стилистика, содержательное наполнение блоков, методическая составляющая изданий подобного рода все-таки иные). Обширная библиография «по проблематике данного пособия», справочный аппарат – не определяющие черты. Однако с учетом вариативности, свойственной этому мобильному жанру сегодня, книга Т.Ф.Каратыгиной также может претендовать на этот статус. Тем более что она действительно будет очень полезна в учебном процессе при изучении истории отечественного библиотечного дела (система мер и направлений, события), высшего библиотечно-информационного образования. Здесь содержится масса важных сведений по истории России (территория, население, социально-бытовой контекст), народного просвещения (общие сведения, характеристика содержания отдельных программ) и культуры, начиная с середины XIX века, русской церкви и православия. Воссозданы первые шаги советской власти (продразверстка и др.). Представлены материалы, позволяющие оценить особенности советской идеологии, масштабы «красного» террора. Даны разные трактовки исторических событий. Цифры и факты хорошо иллюстрируют сказанное. Многое удалось воскресить благодаря фиксации очевидца: по-видимому, Федор Иванович тщательно записывал и хранил массу сведений. Жизнь и устои российской провинции, образовательный и культурный уровень ее жителей, организация и направления деятельности библиотек и музеев глубинки – еще один важный и интересный аспект, затронутый Т.Ф.Каратыгиной в своем исследовании. Без воссоздания масштабного социокультурного фона, сформировавшего личность отца автора, работа не была бы столь представительной и интересной.

Кроме того, это и просто увлекательно написанная биография, легко читаемая. В ней – судьба целого поколения, испытания, выпавшие на долю всего народа, ощущения человека в сложных исторических ситуациях, принимаемые решения. Показана эволюция представителя неграмотной крестьянской семьи, дошедшего до больших высот – столичного вуза, его радость от овладения знаниями, неугасающий интерес ко всему новому, которые он пронес через всю жизнь и передал другим, истоки осознания высокой миссии книги и чтения в цивилизованном обществе. Названы выдающиеся личности, сыгравшие роль в судьбе – Н.К.Крупская, Л.Б.Хавкина, Г.К.Дерман и др.

Пособие состоит из трех разделов. Первый представляет собой развернутый очерк жизни и деятельности Ф.И.Каратыгина в контексте исторических событий первой половины XX века, являясь содержательным ядром издания. Этот материал главным образом и может быть использован в учебном процессе.

Во втором собраны множественные свидетельства коллег, бывших аспирантов и студентов ученого – дружеские, эмоциональные высказывания, позволяющие с разных позиций оценить этого человека. Одно мнение, тем более дочери, может быть не объективным, взгляды современников дополняют картину, по частям создавая образ.

В большинстве своем авторы воспоминаний о Ф.И.Каратыгине широко известны в библиотечно-информационном сообществе: Б.Н.Бачалдин, Р.С.Гиляревский, Г.П.Фонотов… Ряд можно продолжить, среди этих людей немало теоретиков и практиков из ближнего и дальнего зарубежья, получавших образование в главном библиотечном вузе России, встречавшихся с ученым на различных мероприятиях. Все эти специалисты предстают перед нами также с человеческой стороны. Их высказывания в свою очередь подкреплены биографической справкой «от составителя», где Т.Ф.Каратыгина дает краткую характеристику их профессионального пути. Прием несомненно удачный, благодаря чему авторы мемуарно-биографических свидетельств об ученом и их деятельность становятся понятнее и ближе. Среди них есть и представители иных профессий, также благодарно хранящие память о Ф.И.Каратыгине.

Свидетельства жанрово разнообразны: выдержки из диссертации Н.Н.Полосина, посвященной осмыслению наследия ученого, упоминания Ф.И.Каратыгина в разных источниках (энциклопедиях и др.), его обширное эпистолярное наследие, дарственные надписи на книгах и фотографиях и т.д. Из этих зарисовок, мемориальных частичек складывается целостный неповторимый образ просветителя, наставника, чей жизненный и практический опыт не утратил своего значения и сегодня. В библиотечной сфере, традиционно ассоциируемой с отсутствием героики (хотя ярких многогранных личностей здесь на самом деле немало), такие примеры особенно важны. Его опыт, безусловно, может быть применим в области подготовки кадров, воспитания у молодого поколения качеств, необходимых в любом деле: трудолюбия, добросовестного и неравнодушного отношения, увлеченности и творческой самоотдачи. В качестве примера еще раз упомянем продолжающуюся долгие годы переписку ученого с бывшими студентами. Много ли сегодня (при нынешнем уровне развития средств связи и коммуникации) найдется преподавателей, поддерживающих профессиональные и человеческие контакты со своими бывшими учениками? «Библиотекарь – душа дела» (Н.К. Крупская) – фраза, не утратившая значение и сегодня, в эпоху бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий, когда особенно часто приходится задумываться о престиже библиотечной профессии, умении «жить в ней с достоинством» [с. 87]. Внимание к людям, доброжелательный настрой, потребность получать ответный «отблеск света» – факторы, также имеющие определяющее значение. Его преподавательское, лекторское мастерство, советы и напутствия студентам в методическом отношении будут, несомненно, полезны начинающим педагогам.

Вообще идеи и взгляды ученого на вопросы организации библиотечного дела и образования, его методы и приемы работы заслуживают самого пристального внимания. Высказывания Ф.И.Каратыгина о значении тесной связи теории с практикой, принципа демократизма в использовании книги и информации, о роли самообразования в профессиональном и личностном становлении, живого слова, обратной связи как критериев успешной работы библиотечных учреждений, студенческой науки, необходимости изучения библиотечного опыта других стран актуальны и современны. В этой связи прикосновение к личности выдающегося просветителя, русского интеллигента, в очередной раз предпринятое автором-составителем данного учебного пособия, воссоздание подробной хронологии его жизни, скрупулезное и трепетное увековечение памяти об отце вызывают глубокое уважение.

Третий раздел книги рассказывает о мемориальном музее ученого на его малой родине, в Центральной публичной библиотеке Уренского района Нижегородской области – первой и единственной экспозиции в современной России, посвященной представителю библиотечной профессии. Эта часть может быть оценена как методическое пособие по формированию музейной экспозиции (идеология, концепция), не только посвященной одной персоне. На примере конкретного собрания названы принципы деятельности музея в целом, приоритеты, направления совершенствования.

Книгу открывают два вводных материала: предисловие редактора – заслуженного работника культуры Российской Федерации Н.Н.Рощупкиной и напутственное слово заведующей музеем истории Российской государственной библиотеки, заслуженного работника культуры Российской Федерации Л.М. Коваль. Эти тексты создают предварительный теплый настрой у всех обратившихся к данному изданию. Вообще книга оставляет очень доброе впечатление.

Пособие содержит иллюстративный материал – фотографии, представляющие жизнь ученого в разные временные отрезки, в разном окружении, помогающие восприятию, создающие настроение. Богатый ассоциативный ряд, приводимые автором цитаты также оказывают положительное воздействие на читателя. Текст хорошо структурирован, наиболее важные моменты представлены на уровне выводов, присутствует система шрифтовых выделений. Четко сформулированы ключевые темы и направления, аргументированно показана значимость воззрений ученого на современном этапе.

Работа Т.Ф.Каратыгиной будет интересна не только библиотечно-информационным специалистам, студентам и преподавателям профильных вузов, но и более широкой аудитории, поскольку привлекает внимание к актуальным проблемам: роли отдельной личности, русской интеллигенции в истории и культуре, акцентирует значимость отечественных просветительско-гуманистических традиций, еще раз подтверждает широкие возможности применения биографического метода в гуманитарных исследованиях на современном этапе.

Опубликовано:
Библиотечные технологии: наука о мастерстве.- 2010.- № 3.- С.66-68.- (Приложение к журналу «Библиотечное дело»).